Два слова о бюрократии. Выполнение требований стандарта ISO 9001 не приводит к бюрократии, как об этом часто говорят, пугая большими объемами документации, необходимостью расширения штата сотрудников. Стандартом однозначно определено:

"4.4.2 Организация должна в необходимом объеме:

a) разрабатывать, актуализировать и применять документированную информацию для обеспечения функционирования процессов;

b) регистрировать и сохранять документированную информацию для обеспечения уверенности в том, что эти процессы осуществляются в соответствии с тем, как это было запланировано."

Обращаю внимание на: "…. в необходимом объеме". Предприятие само определяет этот объем исходя из сложности процессов, квалификации персонала, установленных компетенций, показателей. Список можно продолжить.

Только четыре раза по тексту встречается ".. поддерживает документированную информацию", что подразумевает инструкции, программы, документированные процедуры и т.д.. Что касается записей? По тексту семнадцать раз указано: "… сохраняет документированную информацию". Вот и вся бюрократия. Нет уже обязательных процедур, нет ни слова о Руководстве по качеству. Я такие изменения связываю с тем, что многие процессы автоматизируются, алгоритмы зашиваются в программы. А сотрудникам при этом необходимо развивать новые компетенции, связанные с анализом данных, развивать свои аналитические способности. Такие изменения в стандарте, как мне кажется, создали больше неудобств для аудиторов, так как значительно сузили "критерии аудита" и "свидетельства аудита".