Наименование

Создатели

Время создания

Комментарии

Принципы научного менеджмента

Тейлор Ф.У. (Taylor F.W.)

1911

"...именно применение знания к процессам труда обеспечило создание экономики развитых стран, вызвав к жизни бурный рост производительности за последние 100 лет" (П.Ф. Друкер).

Общий практический менеджмент

Друкер П.Ф. (Drucker P.F.)

1950-2000

Раскрыл и обосновал все принципы бизнеса и менеджмента, оценил с позиций практики

TQM – Total Quality Management

Фейгенбаум А., Деминг Э.

1980-е

Всеобщий менеджмент на основе качества, принципы изложены в стандарте ISO 9004:2000

TPS - Toyota Production System

«Тойота», Япония

1972

Производственная система Тойоты (канбан, точно вовремя, вытягивание, автономизация, выравнивание)

Lean Production, Лин

Вумек Д., США

1990-е

Бережливое (рачительное) производство, разработано на основе TPS

QMS – Quality Management Systems

Стандарт
ISO 9001

1987-2000

Системы менеджмента качества – СМК

Критерии премии Болдриджа

Джуран Дж.М., США

1987

Всесторонняя система управления на основе качества

Европейская Модель совершенства

EFQM

1991

Всесторонняя система управления. Премия Европейского фонда управления качеством. Организация оценивается по 9 показателям в баллах. Подробнее...

SPC - Statistical process control

Шухарт У.Э.

1930-е

Статистическое управление процессами - обеспечение и поддержание процессов на приемлемом и стабильном уровне, гарантируя при этом соответствие продукции и услуг установленным требованиям (в частн.- контрольные карты).

Six Sigma,
Шесть Сигм

«Motorola»

1980-е

Управление на основе модифицированных статистических методов

Theory of Constraints – ТОС
Теория ограничений

Голдратт Э.М.

1984

Изложено в книгах Э.Голдратт "Цель",
У.Детмер "Теория ограничений Голдратта"

BSC - Balanced ScoreCard,
ССП – Система сбалансированных показателей

Каплан Р., Нортон Д.

1992

Позволяет эффективно оценивать результаты деятельности организации по 4 типам показателей и успешно реализовывать стратегию.

Viable System Model - VSM
Модель жизнеспособной системы 

Бир С. (Beer Stafford), В.Брит.

1960-е

Кибернетический подход к менеджменту, разработан С. Биром на основе теорий Н.Винера, Р.У.Эшби, К.Шеннона, Дж. фон Неймана. Сейчас развивается с привлечением теории систем, науки о сложности, аутопойесиса, синергетики. Это направление воспринято Сент-Галленским центром менеджмента (Швейцария) под рук-вом проф. Ф. Малика (Fredmund Malik), где еще в 1970-е Х. Ульрихом (Hans Ulrich) была разработана системная модель менеджмента.

Хосин канри - Hoshin kanri

«Bridgstone», Япония

1968

Развертывание стратегии, политики и целей компании (поймай мяч).

TPM - Total Productive Maintenance

"Ниппон Дэнсо", Япония

1971

Обслуживание оборудования, позволяющее обеспечить его наивысшую эффективность на протяжении всего жизненного цикла с участием всего персонала.

QFD - Quality function deployment,
СФК – Структурирование функции качества

Япония

1972

Один из подходов к организации процесса планирования, предназначен для добывания информации о том, что в действительности хочет потребитель и превращения того, что хочет потребитель, в направления и действия, которые смогли бы развернуться по горизонтали от планирования, через инженерные проработки к производству.

5S, Упорядочение

Япония

1980-е

Система организации рабочего места, основанная на визуальном контроле, включает в себя пять принципов, каждый из которых по-японски начинается с буквы «С». Сейри - организация - удаление ненужного. Сейтон - аккуратность - упорядочение размещения предметов. Сейсо - уборка - очистка рабочего места. Сейкецу - стандартизация - регулярно выполнять правила уборки, упорядочения и очистки. Сицуке - дисциплина - формирование привычки соблюдать чистоту и порядок.

Пятая дисциплина

Сенге П.М.

1990

Разработал принципы глубинных перемен – организационных реформ, в ходе которых достигается изменение ценностей, стремлений и поведения людей при одновременном изменении процессов, методов, стратегий и систем. Глубинным переменам сопутствует процесс обучения. Организация не просто начинает делать что-то новое; она наращивает возможности, для того чтобы действовать по-новому, чтобы быть готовой к дальнейшим переменам.