Управление персоналом. Имитация бурной деятельности
- 04.07.2021
Этот анекдот опубликовал советский сатирический журнал «Крокодил». В одном НИИ изобрели чудо-прибор для учёта рабочего времени сотрудников. Испытание решили провести на передовом заводе.
Из всех отделов особенно отличилась бухгалтерия. Прибор показал, что бухгалтеры заняты работой 100 % рабочего времени. Учёные решили пообщаться с ударниками труда и отправились в бухгалтерию в самый разгар рабочего дня.
На подходе к отделу они услышали заливистый смех и активное обсуждение предстоящих выходных. У дверей учёные столкнулись с уборщицей, которая недовольно проворчала себе под нос: «Опять эти бездельники ничего не делают!»
По данным исследования, опубликованного в Harvard Business Review, компании теряют $ 150 млрд прибыли в год из-за того, что люди имитируют загруженность на работе. Это оказывается более пагубно для бизнеса, чем прогулы и отсутствие по болезни1.
В компаниях с большим штатом руководство не в силах проконтролировать, как строится рабочий день каждого подчинённого. Сотрудник, склонный к симуляции работы, успешно играет роль самого занятого человека в компании, и ему верят.
Причинами такого поведения может быть сама корпоративная культура, взаимоотношения с руководителем, снижение мотивации, профессиональное выгорание из-за реальной загруженности.
Выявить подобные проблемы, получить информацию о возможных «узких» местах, в том числе связанных с имитацией работы позволяют короткие опросы.
Почему сотрудники имитируют бурную рабочую деятельность? Как грамотно составить опросник, чтобы вычислить имитатора? Какие вопросы помогут выявить симулянта?
Почему сотрудники имитируют загруженность?
Работа, работа,
Перейди на Федота,
А с Федота на его брата,
А мне их зарплата!
Офисная народная мудрость
В течение рабочего дня возникает временная усталость, нежелание работать и потребность сделать перерыв, чтобы переключиться. Вовлечённые сотрудники умеют возвращать внутреннюю мотивацию, чтобы выполнить работу качественно и в срок. Немотивированные люди могут притворяться занятыми, чтобы продлить себе отдых за счёт времени работодателя.
Имитация бурной деятельности – целое искусство, которое под силу не каждому сотруднику. Надо быть хорошим актёром, ловким и внимательным человеком, чтобы в нужный момент изобразить включённость в рабочие процессы. Например, «сыграть» в работу с документацией или попытку дозвониться до важного клиента.
Что движет этими людьми? Сотрудник может имитировать загруженность по следующим причинам.
· Удовлетворённость работой, условиями и нежелание напрягаться. Сотрудника устраивает текущее положение дел, он не заинтересован брать на себя дополнительные задачи2. Такой человек хочет высвободить время под личные нужды, стараясь при этом выглядеть ценным для компании.
· Низкая внутренняя мотивация. Сотрудник не видит перспектив своего развития в компании, либо его работа или профессия не интересна ему.
· Неработающая внешняя мотивация. Сотрудник получает фиксированную зарплату, не изменяющуюся пропорционально вложенным усилиям. Он работает только за оклад и выполняет только то, что прописано в должностной инструкции, так как инициатива не оплачивается.
· Недостаточная загрузка. Сотрудник понимает, что успевает справляться с порученным объёмом работ за меньшее время, но не говорит об этом руководителю, опасаясь сокращения.
· Руководитель даёт задания, не входящие в рамки компетенций работника. Сотрудник не будет выполнять чужие обязанности или задачи, если за них не положена надбавка.
· Микроменеджмент. Если руководитель не доверяет членам команды, контролирует их время, требует поминутные отчёты о том, чем люди занимаются на работе, то сотрудники начинают имитировать высокую загруженность вынужденно.
· Нереализованный потенциал. Работник уже перерос свою должность, а руководство этого не замечает и повышает других коллег. Тогда он приходит к выводу, что стараться бесполезно.
· Потребность в поддержании имиджа. Сотрудник заинтересован, чтобы на него обращали внимание, хвалили и отмечали среди других коллег. Более занятые люди кажутся важнее3.
Какие вопросы включить в опросник для выявления симулянта?
– Филонишь, гад!
х/ф «Джентльмены удачи»
Рассмотрев различные факторы, можно увидеть, что многие из них тесно связаны с низкой вовлечённостью. Поэтому пульс-опрос для выявления сотрудника-симулянта должны включать в себя проработку:
· аспектов лояльности,
· внутренней мотивации,
· потребностей,
· карьерных ожиданий.
Воспользуйтесь уже существующими опросами вовлечённости и удовлетворённости сотрудников. Например, опросником вовлечённости Gallup. Аналитическая компания Gallup предлагает ряд вопросов для измерения уровня вовлечённости, позволяющие рассмотреть проблемные зоны4.
Комплексно подойдите к причинам, побуждающим сотрудников имитировать бурную рабочую деятельность. Включите в пульс-опрос следующие вопросы.
• Вопросы, касающиеся отношений с руководителем в целом. Это поможет выявить микроменеджмент и иные проблемы, связанные со стилем управления.
Люди, недовольные пристальным контролем со стороны руководителя, не обязательно имитаторы. С ними необходимо поговорить, выяснить в чём у них сложность.
Вопросы о том, является ли руководитель авторитетом для сотрудника, а также, как происходит процесс постановки задач, все ли задания понятны. Одной из причин симуляции может быть неправильная постановка задач.
Например, руководитель формулирует задания устно, без обозначения чётких сроков, конкретных метрик результата и не удостоверяется, что сотрудник правильно его понял. Люди, склонные к имитации работы, не считающие руководителя авторитетом, могут оперировать отговорками: «Я не помню, что вы мне это говорили».
Вопросы, связанные с планированием: всегда ли понятны сроки, в течение которых нужно выполнить задачу; понятны ли приоритеты (какую задачу выполнять в первую очередь); всегда ли хватает времени и если не хватает, то в связи с чем.
Можно включить группу открытых вопросов о том, что сотрудник делает, если он выполнил задачу, а новая ещё не поступила. Анализ ответов позволит выявить возможную нехватку загрузки или проблемы с тайм-менеджментом. Это можно решить с помощью специализированного обучения и коучинга.
Вопросы, направленные на выявление сложных участков работы.
«Редко, когда сотрудник действительно медлит и неэффективен в каждой задаче. Вполне вероятно, что есть одна или две задачи, которые выделяются», – говорит Джейсон Демерс, эксперт Forbes, генеральный директор компании по анализу и учёту рабочего времени EmailAnalytics5.
Вопросы, связанные с темой профессионального выгорания. Эндрю Мэй, коуч по эффективности, считает одной из возможных причин симуляции работы усталость и выгорание6.
Напряжение, накапливающееся в процессе работы, вызывает плохое самочувствие. При этом задачи всё равно нужно продолжать выполнять и показывать своё присутствие в офисе.
Желательно включить в опросник блок вопросов о самочувствии на работе, об удовлетворённости текущим work-life балансом и уровне испытываемого стресса.
Опросы сотрудников: как узнать имитатора и что с ним делать?
– А мы тут, знаете, всё плюшками балуемся
м/ф «Малыш и Карлсон»
Синдром ИБД (имитация бурной деятельности) считается одной из хронических патологий карьеристов. Задача таких людей – не быть эффективным работником, а казаться им7.
Все силы и энергия ИБД-шника уходят на поддержание имиджа ключевого сотрудника. Мнимому трудоголику важно, чтобы начальство воспринимало как локомотив, который тянет на себе всю компанию.
Корни синдрома ИБД могут лежать в желании «выслужиться», чтобы получить высокую должность, или в страхе перед руководством. Некоторые сотрудники особенно чувствительны к критике и боятся открытого проявления недовольства начальника.
Один симулянт со стажем поделился собственным лайфхаком. Он приходит в офис за 1,5 часа до начала рабочего дня и занимается личными делами. Делается это намеренно. Так ИБД-шник показывает боссу, который приходит на работу на час раньше, повышенную вовлечённость. Со слов симулянта, это помогло ему без особых усилий получить желанное повышение.
Как определить такого работника? Существует ряд признаков, по которым можно понять, что сотрудник симулирует активную рабочую деятельность.
С большей вероятностью перед вами ИБД-шник, если он:
· стремительно передвигается, суетится, имитируя бурную рабочую деятельность,
· много разговаривает о делах, происходящих в компании, даёт советы коллегам, высказывает разные идеи, участвует во всех совещаниях, в том числе и тех, где его присутствие не обязательно,
· постоянно держит в руках документы, ходит с ними по офису, берёт бумаги на дом, а его рабочий стол завален папками и обклеен стикерами,
· часто всем говорит, что устал, выглядит раздражённым,
· начинает быстро сворачивать окна браузера, когда мимо идёт руководитель,
· приходит на работу раньше всех, а уходит позже всех,
· может звонить и писать сообщения коллегам в выходные, праздники, в нерабочее время, показывая, что всегда работает сверхурочно,
· демонстрирует неудовлетворительные результаты работы в отчётный период или при промежуточном срезе.
Важно проанализировать, полезен ли сотрудник компании. Здесь помогут короткие опросы и оценка результативности. Необходимо узнать, всегда ли человек проявлял такую имитацию работы или была причина, по которой он начал это делать.
Поговорите с ИБД-шником. Во время беседы покажите количество задач и достигнутые за определённый отчётный период результаты. Выясните, почему сотрудник не выполняет задачи и дайте срок на исправление.
Сервисы по учёту и контролю времени поверхностно относятся к синдрому ИБД. Даже если с помощью таких инструментов вскроется имитация работы у группы сотрудников, истинные причины поведения узнать не получится.
Пульс-опросы подходят для этой задачи лучше. Они помогают обнаружить слабые места в самом построении бизнес-процессов – проблемы, которые демотивируют работников и побуждают их заниматься симуляцией загруженности вместо выполнения задач и достижения поставленных целей.
По материалам Yva.ai