Сертифицированный
консультант по управлению

Консалтинговый проект года
Призер Международной Премии имени Габриэля Аль-Салем
«За выдающиеся достижения в
консалтинге»

Номинация
"Консалтинговый проект года"

Международная Премия имени Габриэля Аль-Салем

cmc-ukraine

Выгоды и недостатки. С консультантом или без консультанта

С КОНСУЛЬТАНТОМ ИЛИ БЕЗ КОНСУЛЬТАНТА

Когда Высшее руководство предприятия/компании/организации принимает решение применить стандарты в качестве модели развития и совершенствования перед ним встает вопрос:"Выполнить эту работу самостоятельно или привлечь соответствующего консультанта?" При этом существуют различные сценарии действия для руководителей.

Для выбора консультанта можно использовать рекомендации соответствующих стандартов, например ISO 10019:2005 "Руководящие указания по выбору консультантов системы менеджмента качества и использованию их услуг", а так же отзывы и рекомендации или разработать собственный механизм отбора и оценки.

Практика показывает, что только 1% предприятий проходят этот путь самостоятельно и единственными аргументами в пользу своего выбора называю сокращение финансовых затрат на оплату работы консультанта и неверие в то, что консультант может реально оказать эффективную помощь.

Ниже приведено сравнение различных подходов. При этом необходимо помнить, что приведенный перечень не является единственно правильным и не претендует на суд последней инстанции.

Буду признателен всем, кто поделится своим видением данного вопроса.

БЕЗ ПРИВЛЕЧЕНИЯ КОНСУЛЬТАНТА

Положительная составляющая

  • Экономия финансовых ресурсов (на практике часто оказывается ошибочным мнением);
  • Возможность останавливать и продолжать проект в удобное время;
  • Большая самостоятельность в выборе инструментов для выполнения требований стандартов;

Отрицательная составляющая

  • Восприятие сотрудниками предприятия работ по применению стандартов, как очередная компания по повышению качества;
  • Отсутствие изменений в системе менеджмента предприятия, качестве продукции и услуг;
  • Сертификация ставится на первое место, подменяя собой основное предназначение стандарта – совершенствование и развитие;
  • Отсутствие подготовленных специалистов в области применения стандартов;
  • Неопределенная длительность проекта;
  • Выполнение работ может носить хаотический характер;
  • Используется документация в качестве примеров, полученная из интернета или на предприятии отрасли (часто конкурента);
  • Работа выполняется ограниченным кругом сотрудников;
  • Отсутствие методологии и технологии выполнения требований стандартов;
  • Не владение методиками обучения, проведения совещаний;
  • Отсутствие мультипликационного эффекта передачи знаний;
  • Затрудненность решения открывших проблем (например пробелы в работе отдела маркетинга, отдела управления персоналом) для решений которых требуются дополнительные знания, навыки, умения;
  • Потеря временного ресурса на поиск решений, где консультант мог бы быть результативен и эффективен;
  • Отсутствие внутренних аудиторов и ограниченные возможности по их подготовке;
  • Формальный подход к работе со стороны предприятия;
  • «Адаптация» стандартного комплекта обязательных документов для сертификации;
  • Демотивации персонала;
  • Не понимание сотрудниками предприятия, что их работа независимо от занимаемой должности направлена на удовлетворение потребностей Потребителей;
  • Прохождение сертификационного аудита с отрицательным результатом;
  • Документы, полученные во внешней среде часто невозможно применить на предприятии;
  • Заинтересованные стороны (потребители, акционеры) могут отмечать расхождение с декларациями и существующим ведением работ, качеством продукции и услуг;
  • Анализ существующей системы менеджмента не учитывает существующих рисков внешней среды;
  • Потеря доверия Потребителей, Поставщиков;
  • Отвлечение ресурсов предприятия при проведении аудитов Потребителей – "аудит поставщика"

С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ КОНСУЛЬТАНТА

Положительная составляющая

  • создается уникальный продукт – система управления конкретного предприятия;
  • консультант обладает методологией и технологиями выполнения требований стандарта;
  • консультант обеспечивает понимание сотрудниками предприятия значения происходящих перемен;
  • консультант контролирует сроки выполнения работ;
  • сокращение потерь временных и финансовых ресурсов предприятия Заказчика при выработке решений;
  • поэтапное выполнение работ. Переход с этапа на этап происходит только при условии достижения требуемого результата по этапу и удовлетворения Заказчика;
  • выполнение работ осуществляется с применением метода «набегающей волны»;
  • логическое согласование этапов выполнения работ;
  • вовлечение сотрудников предприятия Заказчика в поиск и принятия решений, которые и Заказчик, и клиент сочтут полезными;
  • проведение необходимых обучений сотрудников предприятия Заказчика;
  • формирование рабочих групп, обладающих методологией постоянного улучшения деятельности предприятия Заказчика;
  • передачу лучших практик выполнения работ от консультанта Заказчику;
  • формирование системного мышления;
  • формирование общего видения;
  • консультант всегда стремится быть полезным;
  • консультант всегда сохраняет контакт с существующей в данный момент реальностью;
  • взаимоотношения консультанта и Заказчика основываются на принципах помощи и взаимоуважения;
  • участие консультанта в проведении сертификационного аудита;
  • возможность подключения профильных консультантов (например, управление персоналом, закупки);

Отрицательная составляющая

  • консультант может быть перегружен параллельными проектами;
  • консультант воспринимается как дополнительная статья затрат;
  • от консультанта ждут решений всех проблем предприятия;
  • стандартный план ускоренных «консалтинговых» услуг, завершается процедурой формальной сертификацией;
  • формальный подход к работе со стороны консультанта;
  • не соответствие личностных, коммуникационных и профессиональных компетентностей консультанта базовым ценностям предприятия;
  • любые рекомендации консультанта рассматриваются как вмешательство в существующую систему управления;
  • желание сотрудников минимизировать свое участие за счет применения шаблонов документов;
  • большой объем информации, который приходится усваивать в ходе работ;
  • расхождение между ожиданиями Заказчика и реальными результатами;