Сертифицированный
консультант по управлению

Консалтинговый проект года
Призер Международной Премии имени Габриэля Аль-Салем
«За выдающиеся достижения в
консалтинге»

Номинация
"Консалтинговый проект года"

Международная Премия имени Габриэля Аль-Салем

cmc-ukraine

Интегрированные системы менеджмента

Интегрированные системы менеджмента. Стандарты ISO 9001:2008, 14001:2004, BS OHSAS 18001:2007

К числу преимуществ, которые могут быть получены от интеграции систем менеджмента, относятся:

  • комплексное планирование развития организации с учетом требований заинтересованных сторон: акционеров, инвесторов, потребителей, персонала, общества и т.д.;
  • улучшенные взаимоотношения с заинтересованными сторонами и рост деловой репутации;
  • уменьшение конфликта между системами, прежде всего в отношении ресурсов, а также более эффективное их распределение на основе анализа эффективности, затрат и риска планируемых мероприятий;
  • применение единого подхода к управлению различными направлениями деятельности предприятия, рассматриваемыми в рамках интегрированной системы менеджмента и связанными с ними рисками;
  • использование перспективных возможностей улучшения;
  • повышение качества информации для принятия решений;
  • экономия ресурсов, в том числе в результате снижения затрат на внедрение, сертификацию и поддержание интегрированной системы менеджмента по сравнению с внедрением нескольких систем менеджмента;
  • сокращение количества процедур и процессов по сравнению с их общим количеством при создании отдельных систем менеджмента;
  • уменьшение дублирования и бюрократии;
  • сокращение количества проверок и повышение их результативности;
  • повышение результативности и эффективности в результате комплексных мер по управлению процессами;
  • минимизация межфункциональных барьеров и разобщенности персонала, возникающих при разработке отдельных систем менеджмента и направленность на достижение целей предприятия.

В целом, подход к интеграции требует выполнение следующих необходимых условий:

  • интегрированный подход к устанавливаемым политике и целям;
  • интегрированный подход к управлению на основе оценки приоритетности риска для бизнеса;
  • интегрированный подход к процессам включаемых систем менеджмента;
  • интеграция документации, включая управленческие и операционные процедуры;
  • интегрированный подход к внутреннему аудиту;
  • интегрированный подход к механизмам улучшения (корректирующим и предупреждающим действиям, измерению, непрерывному улучшению);
  • анализ со стороны руководства, который рассматривает общие цели и планы бизнеса;
  • унификация менеджмента и соразмерное представительство.

К числу процедур, которые объединяются и используются совместно для всех систем менеджмента, относятся:

  • установление требований заинтересованных сторон в отношении продукции и услуг, природоохранной деятельности и профессиональной безопасности;
  • управление документацией и записями;
  • внутренние и внешние коммуникации;
  • внутренний аудит;
  • оценка соответствия законодательным и дополнительным требованиям;
  • корректирующие и предупреждающие действия;
  • анализ данных;
  • управление несоответствующей продукцией и процессами (включая готовность и реагирование на аварийные ситуации);
  • анализ со стороны высшего руководства.

В случае если на момент принятия решения о создании интегрированной системы менеджмента на предприятии существует одна система менеджмента, соответствующая требованиям стандарта, применяется аддитивный подход, когда существующая система менеджмента достраивается до соответствия требованиям других стандартов путем включения недостающих элементов и требований. Например, в случае наличия на момент интеграции на предприятии системы менеджмента качества и процессов, идентифицированных и описанных, экологические аспекты и риски в области охраны здоровья и безопасности труда включаются в существующие процессы.

Интегративный подход применяется, когда в организации на момент принятия решения об интеграции нет внедренных систем менеджмента, соответствующих требованиям стандартов и при создании интегрированной системы менеджмента эти системы объединяются в единый комплекс одновременно. Интегративный подход позволяет использовать все критерии интеграции, формируя единую систему процессов, процедуры, включая планирование и регламентируя их документами и записями, едиными для всех интегрируемых систем менеджмента. Например, идентификация процессов проводиться одновременно с идентификацией, оценкой и анализом экологических аспектов и рисков в области охраны здоровья и безопасности труда.

Перечисленные подходы, сходны тем, что при их реализации, в качестве основы определяется система менеджмента, структура и требования которой являются основой для интеграции систем менеджмента - базовая система менеджмента. Наиболее часто базовой системой является система менеджмента качества (стандарт ISO 9001:2008). При аддитивном подходе базовой является система менеджмента, внедренная на предприятии, а при интегративном подходе базовая система менеджмента определяется предприятием.