Общепризнанные концепции менеджмента
Наименование |
Создатели |
Время создания |
Комментарии |
Принципы научного менеджмента |
Тейлор Ф.У. (Taylor F.W.) |
1911 |
"...именно применение знания к процессам труда обеспечило создание экономики развитых стран, вызвав к жизни бурный рост производительности за последние 100 лет" (П.Ф. Друкер). |
Общий практический менеджмент |
Друкер П.Ф. (Drucker P.F.) |
1950-2000 |
Раскрыл и обосновал все принципы бизнеса и менеджмента, оценил с позиций практики |
TQM – Total Quality Management |
Фейгенбаум А., Деминг Э. |
1980-е |
Всеобщий менеджмент на основе качества, принципы изложены в стандарте ISO 9004:2000 |
TPS - Toyota Production System |
«Тойота», Япония |
1972 |
Производственная система Тойоты (канбан, точно вовремя, вытягивание, автономизация, выравнивание) |
Lean Production, Лин |
Вумек Д., США |
1990-е |
Бережливое (рачительное) производство, разработано на основе TPS |
QMS – Quality Management Systems |
Стандарт |
1987-2000 |
Системы менеджмента качества – СМК |
Критерии премии Болдриджа |
Джуран Дж.М., США |
1987 |
Всесторонняя система управления на основе качества |
Европейская Модель совершенства |
EFQM |
1991 |
Всесторонняя система управления. Премия Европейского фонда управления качеством. Организация оценивается по 9 показателям в баллах. Подробнее... |
SPC - Statistical process control |
Шухарт У.Э. |
1930-е |
Статистическое управление процессами - обеспечение и поддержание процессов на приемлемом и стабильном уровне, гарантируя при этом соответствие продукции и услуг установленным требованиям (в частн.- контрольные карты). |
Six Sigma, |
«Motorola» |
1980-е |
Управление на основе модифицированных статистических методов |
Theory of Constraints – ТОС |
Голдратт Э.М. |
1984 |
Изложено в книгах Э.Голдратт "Цель", |
BSC - Balanced ScoreCard, |
Каплан Р., Нортон Д. |
1992 |
Позволяет эффективно оценивать результаты деятельности организации по 4 типам показателей и успешно реализовывать стратегию. |
Viable System Model - VSM |
Бир С. (Beer Stafford), В.Брит. |
1960-е |
Кибернетический подход к менеджменту, разработан С. Биром на основе теорий Н.Винера, Р.У.Эшби, К.Шеннона, Дж. фон Неймана. Сейчас развивается с привлечением теории систем, науки о сложности, аутопойесиса, синергетики. Это направление воспринято Сент-Галленским центром менеджмента (Швейцария) под рук-вом проф. Ф. Малика (Fredmund Malik), где еще в 1970-е Х. Ульрихом (Hans Ulrich) была разработана системная модель менеджмента. |
Хосин канри - Hoshin kanri |
«Bridgstone», Япония |
1968 |
Развертывание стратегии, политики и целей компании (поймай мяч). |
TPM - Total Productive Maintenance |
"Ниппон Дэнсо", Япония |
1971 |
Обслуживание оборудования, позволяющее обеспечить его наивысшую эффективность на протяжении всего жизненного цикла с участием всего персонала. |
QFD - Quality function deployment, |
Япония |
1972 |
Один из подходов к организации процесса планирования, предназначен для добывания информации о том, что в действительности хочет потребитель и превращения того, что хочет потребитель, в направления и действия, которые смогли бы развернуться по горизонтали от планирования, через инженерные проработки к производству. |
5S, Упорядочение |
Япония |
1980-е |
Система организации рабочего места, основанная на визуальном контроле, включает в себя пять принципов, каждый из которых по-японски начинается с буквы «С». Сейри - организация - удаление ненужного. Сейтон - аккуратность - упорядочение размещения предметов. Сейсо - уборка - очистка рабочего места. Сейкецу - стандартизация - регулярно выполнять правила уборки, упорядочения и очистки. Сицуке - дисциплина - формирование привычки соблюдать чистоту и порядок. |
Пятая дисциплина |
Сенге П.М. |
1990 |
Разработал принципы глубинных перемен – организационных реформ, в ходе которых достигается изменение ценностей, стремлений и поведения людей при одновременном изменении процессов, методов, стратегий и систем. Глубинным переменам сопутствует процесс обучения. Организация не просто начинает делать что-то новое; она наращивает возможности, для того чтобы действовать по-новому, чтобы быть готовой к дальнейшим переменам. |