Видеоконференции появились более 20 лет назад. Однако до пандемии многие, если не все, кому приходилось участвовать в совещании удаленно, звонили в реальную переговорную, где собрались члены команды. Сегодня мы обычно участвуем в стопроцентно виртуальных видеоконференциях. И с этим связана проблема, которую не могут решить технологии.

Проблема заключается в нас, а если точнее, в том, что мы не эволюционировали в социальном плане — или хотя бы неврологически — настолько, чтобы справляться с длительной изоляцией. Наш внутренний комфорт и вместе с ним продуктивность во многом обусловлены возможностью находиться рядом физически, и без этого мы страдаем. Знаете, в чем заключается самая неожиданная потеря социального дистанцирования? В отсутствии смеха.

Обычно люди смеются около 18 раз в день. И в 97% этих случаев мы смеемся с другими: мы в 30 раз чаще смеемся вместе с кем-то, чем одни. Задумайтесь, когда в последний раз вам пришла в голову забавная мысль и вы смеялись над ней в одиночку? Подумайте еще: насколько часто, когда вы и ваши друзья смеетесь над чем-то, это действительно что-то смешное? Возможно, вы удивитесь, но исследования показывают, что в 80% случаев это на самом деле несмешно.

Тогда почему люди смеются? Они смеются, потому что смеются другие. Они смеются, чтобы смеяться вместе с другими. Точно так же, как все начинают зевать, стоит зевнуть одному, большинство людей не могут не рассмеяться, когда смеются окружающие. Вот почему в комедийных шоу на телевидении фоном включают заранее записанные треки со смехом.

Смех в ответ на смех других людей не просто поведенческий феномен. Когда мы смеемся, организм вырабатывает два важных химических вещества. Во-первых, гипофиз выбрасывает в кровь эндорфины, откуда они поступают в головной и спинной мозг. Эндорфины — это полипептиды, которые взаимодействуют с опиоидными рецепторами мозга и помогают облегчать боль и вызывают чувство удовольствия. Исследования показывают, что после нескольких минут смеха на 15% повышается переносимость боли.

Во-вторых, когда мы смеемся, наш мозг вырабатывает дофамин — нейромедиатор, создающий чувство эйфории. Дофамин активизирует процесс усвоения информации, усиливает мотивацию и внимание. Смех полезен для здоровья: он улучшает работу иммунной и сердечно-сосудистой системы, снижает стресс и тревожность, повышает устойчивость к боли, создает хорошее настроение и усиливает чувство безопасности. Смех также ассоциируется с повышенной мотивацией и производительностью на работе.

И здесь мы снова возвращаемся к проблеме COVID-19. Самоизоляция, введенная для борьбы с пандемией, жестоко сокращает социальное взаимодействие, в результате чего мы меньше смеемся и не получаем необходимой внутренней биохимической подпитки. Ситуация усугубляется тем, что стресс и страх дополнительно перенаправляют биохимические процессы нашего организма не в то русло. Когда мы ощущаем угрозу, опасность или переживаем стресс, в крови повышается уровень кортизола, глюкокортикоидного гормона, вырабатываемого надпочечниками. Большинство клеток организма имеет рецепторы кортизола, поэтому его эффект распространяется очень широко. Слишком высокий уровень кортизола может вести к набору веса, головным болям, раздражительности, усталости, снижению концентрации и высокому кровяному давлению.

Что может сделать руководитель команды, чтобы смягчить эти последствия? Занимая эту должность, вы, возможно, не задумывались, что к области вашего влияния будут относиться еще и химические процессы в организме и мозге ваших подчиненных. Но в сегодняшнем мире, где члены команды находятся дома и общаются виртуально, это тоже ваша важная задача: чтобы члены вашей команды оставались здоровыми и продуктивными, вам нужно сделать так, чтобы они больше смеялись и меньше испытывали стресс. Означает ли это, что вам нужно стать комиком? Вовсе нет. Но вам нужно целенаправленно делать так, чтобы люди больше смеялись. Вот пять конкретных шагов, которые вы можете предпринять для этого:

    Снизьте темп. Большинство лидеров считают, что каждое виртуальное взаимодействие должно быть максимально быстрым и эффективным. Когда виртуальное общение — единственное, что нам остается, такой подход будет ошибкой. Во времена изоляции важной частью работы лидера является налаживание и поддержание социальных, психологических и эмоциональных связей в команде, а не просто выполнение работы. Смех — один из лучших способов поддержать эмоциональную связь. Но для него нужно выделить время и место, даже если вам придется отложить часть реальной работы.

    Используйте видео. Люди очень хорошо считывают как визуальные, так и звуковые сигналы, когда речь идет о смехе. Чем больше каналов для передачи и считывания сигналов вы предоставите им, тем лучше. Поэтому убедитесь, что все ваши сотрудники могут участвовать и участвуют в конференциях с использованием видеосвязи: это усилит поток сигналов, вызывающих смех.

    Много улыбайтесь и говорите чуть более высоким голосом. Участники совещания интуитивно соизмеряют стиль общения с поведением ведущего. Это касается в том числе шуток и смеха. Самый простой и мощный визуальный сигнал, что смеяться разрешено, — это искренняя улыбка. Основной звуковой сигнал — это тон вашего голоса: когда он более высокий, почти в любой культуре в восприятии окружающих это определяет более легкий, менее серьезный настрой разговора в группе.

    Подавайте пример. Поскольку смех заразителен, как и зевание, лучший способ сделать так, чтобы все смеялись, — смеяться самому. Однако так же, как люди чувствуют натянутые улыбки, они заметят и разницу между искренним и принужденным смехом, из чего следует заключительный совет.

    Создайте себе подходящее настроение. Перед собранием нужно самому настроиться на нужный лад. Легче сохранять веселый тон (и соответствующий нейрохимический баланс), чем пытаться его включить, когда вы вышли в Zoom и увидели лица на экране. В идеале попробуйте рассмеяться заранее, хотя бы за несколько секунд до совещания. Советую посмотреть смешное видео прямо перед началом встречи.

    Надеюсь, что когда-нибудь вакцина от коронавируса поможет нам вернуться к более естественному социальному взаимодействию. Но велика вероятность, что даже по окончании кризиса многие продолжат работать из дома, а значит, проблема смеха сохранится — потому что как бы ни совершенствовались технологии, социальное поведение и нейрохимия складывались тысячелетиями. Вряд ли темп их развития внезапно ускорится в течение двух, 20 или даже 200 лет, поэтому лидерам нужно научиться делать так, чтобы люди смеялись.

Об авторе

Дж. Стюарт Блэк (J. Stewart Black) — профессор бизнес-школы INSEAD.

Источник https://hbr-russia.ru