#Мысли_в_слух Стандарты ISO и бизнес-модель "прошлое в настоящем". КАК ВОЗРОДИТЬ СТАНДАРТЫ ISO. Получилось много. Прочтите до конца.

Со стандартами ISO я познакомился в 1999 году, будучи сотрудником представительства немецкого органа по сертификации. С тех пор утекло много воды. Первым моим проектом был завод "Азовобщемаш" г. Мариуполь. Я и сейчас храню те первые результаты – документы. Тогда был стандарт ISO 9001 1995 года выпуска (второй выпуск. Первый был, в 1987 году), который устанавливал требования к наличию ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ 20 документированных процедур. Именно тогда, были ЗАЛОЖЕНЫ ПОДХОДЫ применения стандарта ISO, которые сейчас характеризуют - "куча никому ненужных документов". Это видно сейчас, но в 1999 году, мы работали с тем стандартом, что был, и с тем БАГАЖОМ ЗНАНИЙ и практически нулевым опытом применения стандарта, который у нас был. Тогда не было такого обилия бизнес-школ, бизнес-тренеров, книг по бизнесу, понятия процессного подхода, linkedin и профессиональных сообществ. Да и должность "МЕНЕДЖЕР" отсутствовала в квалификационном справочнике профессий.

Тогда в 1999 году мы разрабатывали 20 обязательных процедур потому, что это были требования. Сейчас, я понимаю (опыт и практика очень важны), что часть из них можно было не разрабатывать, а использовать действующие документы предприятий. Но мы, занимаясь этим на предприятиях, непроизвольно, неосознанно, без какого-то злого умысла закладывали первое негативное отношение к стандарту, так как вызывали недоумение у сотрудников предприятий - зачем что-то еще создавать при имеющейся уже нормативной документации. Мы не обладали коучинговыми технологиями, методами ведения сфокусированных бесед. На эти недоумения у нас был фактически один ответ – это требования стандарта. Надо отметить, что мы работали с очень технически грамотными специалистами – инженерами, технологами, но у которых, как и у нас не было достаточных знаний в области менеджмента. "Вот и встретились два одиночества, развели у дороги костер, а костру разгораться не хочется…"

Мы в начале 2000-ых создавали методологию предоставления консультационных услуг по применению стандартов ISO методом проб и ошибок. И часть проблем, которые испытывает стандарт сейчас, причины этих проблем мы заложили фактически двадцать, пятнадцать лет назад.

Стандарт ISO 9001:2000 был следующим стандартом, после версии 1995 года (года выхода стандарта ISO 9001 – 1987, 1995, 2000, 2008, 2015). Он впервые вводил понятие процессного подхода, принципы менеджмента качества, уменьшал количество обязательных документированных процедур с 20 до 6. Уменьшилось само количество стандартов ISO 9001 c 4 до 1. Но нам все-равно не хватало знаний и набора тех инструментов, которые есть сейчас у консультантов по управлению. Фактически, стандарт обогнал наши возможности. Я пишу во множественном числе о консультантах, взяв на себя такую ответственность. Я не исключаю, что будут те, кто поддержит меня, кто будет против, а кто-то останется нейтральным.

Знаний не хватало, при этом спрос на стандарт рос, количество клиентов увеличивалось. Как, например, сейчас происходит с Lean & Kaizen. И в этот период возникает следующая причина того отношения к стандарту, которое доминирует в настоящее временя: стандарт - это полная формальность. Мы пришли к формулировке – формальная куча бесполезных бумаг. Это стало следствием того, что произошла подмена понятий предназначения стандарта - стандарт ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ поменялся на стандарт ДЛЯ СЕРТИФИКАЦИИ (я практически всегда на обучении ложу 1000 грн. на стол и говорю: "Эти 1000 грн. может забрать тот, кто покажет в требованиях предназначение стандарта для сертификации". Ваш ответ?). К этому приложили руку обе стороны – консультанты и органы по сертификации. Стимулировало такую подмену увеличение на рынке количества консультантов и органов по сертификации. Количество консультантов росло очень быстро. Конкуренция. Возник вопрос: "Как продавать услуги?" Локомотивом был выбран "сертификат". Сертификат был быстрым подтверждением получения результата. И это устраивало все стороны - предприятие, консультант, орган по сертификации. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЫГОДЫ тоже есть, но для этого надо время, желание и работа в поте лица и до кровавых мозолей. В помощь стандарт ISO 10014 "Менеджмент качества. Руководящие указания по реализации финансовых и экономических выгод". Но был выбран "Сертификат". Консультанты и органы по сертификации рапортовали о количестве выданных сертификатов, размещали списки своих клиентов (сейчас добавились видео торжественных вручений). Позже органы по сертификации списки закрыли, так как начался период переманивания предприятий. Инструментом переманивания стала стоимость сертификационных услуг. И если в 1999 и начале 2000–ых предложения могли отличаться на 50 – 100 американских долларов, то сейчас отличия могут достигать 30-40% (пример предприятие численностью 750 человек – сертификация 1000 евро. Год 2018). Предприятия стали искать где дешевле, а не где объективно, что еще больше вгоняло стандарт – это формальность, он ничего не дает.

Интернет постепенно наполнялся документами, которым присвоили название – документация системы менеджмента качества. И тут происходит еще она подмена: пачка документов с многозначительным названием подменяет сущность системы менеджмента: вот документы – это ваша система качества (позже это трансформировалось в: вот программный продукт – это ваша система качества). Это стало своеобразной реакцией на "формальная куча ненужных документов". Теперь это – документация системы менеджмента и значит без нее нельзя. Без документации точно нельзя, но суть в том, что с 2015 года фактически нет требований к наличию документированных процедур. Есть требования к документированной информации, которая ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ АНАЛИЗА И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ.

Сильный удар по стандарту, по его репутации и предназначению нанесло совмещение предоставления консультационных услуг и сертификационных услуг из одних рук. Это запрещено и вообще находится за гранью здравого смысла. Всплеск такого явления пришелся на 2005 – 2010 года. Хотя оно присутствует и сейчас, приобретя более изощренные формы: "я не я и хата не моя".

Но злоключения стандарта не ограничиваются тем, что я уже написал. Практически любой маломальский важный тендер содержит требование по наличию сертификата ISO. Здесь важна формулировка. Все-таки есть различие в понимании: "наличие сертификата" или "наличие системы менеджмента, подтвержденное сертификатом". А если добавить в требования (чего никогда не встречал) – заказчик оставляет за собой право провести аудит системы менеджмента поставщика, то это уже совсем иные условия проведения тендера и определения победителя. Но такого нет. И поэтому предприятия, которые участвуют в тендерах, готовы его купить. Есть спрос, есть предложение. Более радикальный способ – подделка сертификатов.

И конечно, перечень был бы неполный, если не упомянуть государство. Оно тоже приложило свою руку для дискредитации стандарта, нарушив один из основных принципов – добровольность применения. Например, в медицине. Хочет иметь лечебное учреждение высшую категорию, подавай сертификат ISO. Как вы думаете, насколько те сертификаты, что уже висят по коридорам и приемным главных врачей соответствуют реальному положению дел?

Причин много, с учетом синергетического эффекта, негативного восприятия больше чем позитива. ЭТО НЕОБХОДИМО ИСПРАВЛЯТЬ.

Негатив вокруг стандарта не способствует его применению бизнесом как инструмента развития и совершенствования наряду с такими подходами как Lean, ТОС и другими. Не способствует продолжающаяся практика подмены предназначения стандарта - представление результатов его применения в виде сертификата, что не способствует повышению качества консультационных услуг.

Надо признать, что применение стандарта — это сложно, требует временных ресурсов, работы с персоналом, требует финансовых затрат, требует постоянно роста квалификации, приобретения новых навыков и знаний консультантами и предприятиями.

Стандарт содержит только требования, например, в отличие от Lean, где инструменты четко определены. Выбор инструментов для выполнения требований стандарта за предприятием, но это не самое сложное. Сложность в том, что стандарт требует включить мозги, где-то отказаться от привычного мышления, заставить себя учиться, критически оценить себя и методы управления. Если коротко – СТАНДАРТ ТРЕБУЕТ ИЗМЕНЕНИЙ.

Выполняя все требования стандарта, предприятие получает СИНЕРГИЮ. Я не пишу в прошедшем времени. Применение стандарта имеет начало. Сейчас прямо указывается, что это стратегическое решение предприятия. Начало есть и есть постоянное движение, развитие, совершенствование. В применении стандарта нельзя поставить точку. Хотя многие сертификацию понимают и воспринимают как именно точку, венец, завершение работ.

Чтобы выполнить требования стандарта, я сейчас о стандарте ISO 9001 системы менеджмента качества, в ИДЕАЛЬНОМ СЛУЧАЕ необходимо привлечение консультантов со следующими компетенциями: стратегическое планирование и постановка целей; управление знаниями; управление изменениями; управление проектами; продажи; закупки; нелишним будет маркетолог и точно, без управления персоналом не обойтись; процессы и показатели; есть порой потребность в планировании производства; точно инструменты Lean; управление рисками. Получился достаточно внушительный список. Это идеал. В практике бывает по-разному. Наибольшее количество консультантов, которые были привлечены и участвовали у меня в проекте – 5 консультантов.

И в заключение. Стандарты ISО не для слабаков и ищущих волшебную таблетку. Когда-то я писал: "Стандарт — это самая маленький учебник по бизнесу, но самый емкий по содержанию". Прочтите его. Надо помочь понять, спрашивайте.

Звоните. Я готов приехать к Вам в компанию и открыть мир реального Стандарта ISО.

+38050 357 81 24

#неформальное_ISO #ISO #Хеликс #Годнев