Нестандартные рекомендации выполнения требований стандарта ISO. Нейрофизиология.
- 19.08.2019
Бизнес – это 10% правил и 90% психологии. В системе менеджмента есть процессы, где правила могут составлять до 80%. Это, например, технологические процессы, процессы поддержания инфраструктуры. Кто хочет, может продолжить. При этом есть процессы, где психология составляет 90%. Это процессы управления знаниями, управление изменениями, обучение. Процессов явно больше, но я остановлюсь на этих. И если это так, то необходимо учитывать то, как работает мозг человека.
Управление изменениями, управление знаниями возможно при условии трансформации, изменения или, кардинально, разрушение именно существующих восприятий, эмоций, чувств, а не правил. Из книги "Сила подсознания" доктора Джо Дизпенза: "Для успешного изменения жизни нужно сперва получить необходимую информацию, а затем перейти к активным действиям по формированию новых событий, которые вызовут в нас новые чувства. Далее Вам потребуется заучить новое чувство и переместить накопленные знания из сферы сознания в сферу бессознательного". Ключевым для меня здесь является "вызовут новые чувства". Как часто в ходе проекта по стандартам ISO анализируются данные о том, что чувствуют сотрудники компании. А ведь это очень важно. "Мы привыкли мыслить, опираясь на чувственное восприятие реальности. Постоянно возвращаясь к одним и тем же мыслям, и чувствам, мы создаем одни и те же жизненные обстоятельства, а они, в свою очередь, вызывают те же эмоции, что влекут за собой соответствующие мысли". Фактически для консультанта это вызов. Помимо отличного знания требований стандартов ему необходимы компетенции в области работы с эмоциями.
Компанию можно сравнивать с живым организмом человека. Построить новые правила бывает достаточно сложно. "В нейрофизиологии есть один постулат, называемый "правила Хебба". В самом общем виде оно гласит, что "нервные клетки, которые вместе активируются, связываются друг с другом". Правило Хебба доказывает, что, если постоянно задействовать одну и ту же совокупность нервных клеток, то с каждым разом им будет все проще активироваться всем вместе. И постепенно между такими нейронами установится прочная долговременная связью. И чем чаще активируются эти нейронные сети, тем жестче закрепляется последовательность срабатывания нейронов. После определенного числа повторений любое действие (в том числе мысли и чувство) становятся привычным, т.е. автоматическим и неосознанным". На уровне компании это означает, что с одной стороны работы фактически выполняются в автоматическом режиме со всеми положительными и отрицательными составляющими, а с другой полностью гасятся какие-либо предпосылки к изменениям, обмену знаниями, обучению. "Мозг программируется на прошлое, причем нейронные связи постоянно укрепляются, образуя все более прочную нейронную сеть". Кроме того, необходимо учитывать, что "… сфера сознающего разума, который управляет нами всего на 5%. Это оплот логического мышления, ответственного за силу воли, формирование веры, формулировку намерении и за творческие способности. Оставшиеся 95% приходятся на долю подсознания. В нем и заложены все эти положительные и отрицательные идентификации и ассоциации, из которых формируются привычки и модели поведения". Чтобы управлять изменениями, знаниям необходимо проникнуть в подсознание компании. Как? Однозначного ответа нет. Один из путей "Перестав воспринимать реальность через призму эмоций выживания, мы начинаем замечать новые возможности". Проект ISO должен быть направлен не на сохранение существующего положения дел, даже если компания получила сертификат, а на открытие и использование новых возможностей. При этом необходимо помнить, что "Люди всегда стремятся контролировать будущее, пытаясь воссоздать прошлое".