Нестандартные рекомендации выполнения требований стандартов ISO. Делегирование полномочий
- 15.08.2019
Есть отличный инструмент, предложенный Юргеном Аппело (Jurgen Appelo), автором книги Management 3.0, который позволяет сделать этот переход простым, понятным и безболезненным. Как для себя, так и для сотрудников.
Юрген Аппело выделяет 7 уровней делегирования:
1. Tell (скажи или прикажи)
2. Sell (продай, объясни)
3. Consult (посоветуйся)
4. Agree (согласуй)
5. Advise (порекомендуй)
6. Inquire (разузнай, поинтересуйся)
7. Delegate (делегируй)
Опишу эти уровни подробнее:
Tell (прикажи) – ты принимаешь решение, которое должны выполнять другие. Ты делаешь это исходя из своей собственной мотивации и соображений. И это не обсуждается.
Sell (продай, объясни) – ты принимаешь решение, которое должны выполнять другие, сообщаешь всем свое решение и пытаешься объяснить им почему ты считаешь, что поступить нужно именно так, а не иначе. Ты позволяешь людям задать тебе все вопросы, которые у них возникли в связи с твоим решением и высказать тебе все свои опасения. Но решение тобой уже принято и оно окончательное. Так ты помогаешь членам команды почувствовать, что они для тебя что-то значат и вовлекаешь их в работу. Учишь их понимать, что тобой движет.
Consult (посоветуйся) – ты рассказываешь сотрудникам, какое решение собираешься принять и спрашиваешь у членов команды, что об этом решении думают они. Этим ты показываешь людям, что уважаешь их мнение и помогаешь им принять участие в выработке решения, стать причастными к нему. И ты действительно учитываешь мнение своей команды. Прислушиваешься к нему. Но решение принимаешь самостоятельно.
Agree (согласуй) – ты организовываешь обсуждение решения, которое нужно принять, предлагаешь сказать свое мнение каждому члену команды и резюмируешь решение группы. Ты задаешь рамки и организовываешь процесс обсуждения. Решение вырабатывает и принимает группа. Под твоим чутким руководством.
Advise (рекомендуй) – ты объясняешь сотрудникам как поступил бы ты в этом случае и почему и надеешься, что они услышат твои важные слова, но предлагаешь им принять решение самостоятельно. И это уже будет их решение, не твое.
Inquire (разузнай) – ты сразу же предлагаешь другим принять решение по нужному вопросу, не лезешь к ним со своими рекомендациями, но просишь сообщить тебе потом, какое решение они приняли.
Delegate (делегируй) – ты полностью отдаешь право принятия решения другим и даже знать не хочешь о том, что они там нарешали. У тебя есть масса других важных вопросов, чтобы занять ими свой мозг.
Как видите, уровни делегирования построены таким образом, чтобы вовлечение сотрудников в процесс принятия решения постепенно возрастало, а контроль с вашей стороны постепенно уменьшался. Постепенное снижение контроля позволит вам чувствовать себя комфортно и уверенно в том, что решения, которые принимают сотрудники без вашего участия действительно правильные. У вас будет возможность в этом неоднократно убедиться по мере прохождения вместе с сотрудниками пути от уровня №1 к уровню №7. А сотрудникам, с другой стороны будет легче понять, чего именно вы от них ожидаете и они смогут по мере прохождения уровней постепенно научиться быть самостоятельными. И в этой самостоятельности принимать правильные и взвешенные решения.
Слова благодарности Вадиму Задорожному "Актив Система".