Постоянство в изменчивости

Сегодня у бизнесменов уже нет твердой почвы под ногами – острова стабильности, откуда они могли бы наблюдать, как стремительно развиваются новые тенденции, в мгновение ока преобразующие технологии, рынки и целые экономики. С ускорением темпа перемен возрастает и масштаб потрясений, которые они производят. Взаимная уязвимость рынков, банковских систем и корпораций означает, что возмущения в одном секторе приводят к резким сдвигам в другом. Это так называемый “эффект бабочки”, взмах крыльев которой вызывает ничтожные изменения в окружающей среде, способные в итоге воздействовать на траекторию движения торнадо на другом конце планеты. Дальновидные лидеры бдительно следят за появлением таких “бабочек” в своих отраслях. Источником особенно сильных потрясений могут стать следующие факторы:

1. Технологический прогресс и информационная революция. Как люди, так и рынки в целом страдают от перегруженности информацией – становится все сложнее понять реальную ценность тех или иных данных. Попробуйте построить работу своей организации по образцу самого Интернета: легко приспосабливайтесь к новому и станьте неотъемлемой частью системы, в которой все взаимосвязано. Информация и коммуникация больше не отдельные элементы или функции; без первой нет второй, а без второй нет первой. На практике это означает, что на мнение потребителей о вашей компании сегодня влияют действия каждого ее сотрудника, а не только маркетологов.

2. Прорывные инновации. Некоторые новые технологии вызывают радикальные преобразования на рынке. Отдельная технология может практически мгновенно устареть (как это случилось с печатными СМИ, которые активно вытесняет Интернет), и в результате хаос усиливается. И “нарушители порядка” почти всегда побеждают. Внимательно следите за воздействием революционных инноваций на ваши рыночные позиции и действуйте без промедления.

3. Гиперконкуренция. Благодаря технологическому прогрессу на рынке появляются предложения, которые настолько непохожи на все предшествующие, что их невозможно оценить и регламентировать с помощью существующих стандартов. Возникновение совершенно новых подходов к бизнесу означает, что концепция долгосрочного конкурентного преимущества себя исчерпала. Инновационные компании усиливают хаотический характер рынка, снимают сливки и либо двигаются дальше, либо уступают новую нишу конкурентам-подражателям, которые выпускают дешевые копии оригинальных продуктов, сокращая прибыль их создателей. Хаотические сдвиги сотрясают рынок и тогда, когда фирмы тратят огромные ресурсы на защиту от узкоспециализированных стартапов с крошечной аудиторией.

4. Экология. Экологические проблемы остаются главным неизвестным в экономике. Во что обойдется странам и компаниям ужесточение норм выбросов парниковых газов? Какие отрасли будут процветать, а какие придут в упадок? Как глобальное потепление отразится на добыче ископаемых, сельском хозяйстве, водопользовании?

5. Рост влияния потребителей на производителей. Сегодня власть над брендами перешла к потребителям. Рекламодатели вынуждены бороться за внимание аудитории, а фирмы – реагировать на критику клиентов. Пользователи моментально сообщают друг другу по Интернету о некачественных товарах или услугах. Сарафанное радио в режиме онлайн стало еще одним источником нестабильности на рынке.